Cosp, давайте вместо
Propaganda я Вам объясню про что не так (Серег, если чего-то не упомяну – добавишь).
Итак.
Cosp, вся эта штука «не летит» из-за отсутствия верной системы координат на старте. И, я полагаю, вашей вины в этом только часть.
Прежде всего, было бы неплохо, если бы дизайнеры уяснили один простой принцип:
дизайн – это прежде всего мышление, и только затем дизайн. Это, как минимум, избавит от бессмысленной траты времени на поиск и реализацию решений, находящихся вне «зоны реальности».
Для того, чтобы нам с Вами,
Cosp, пойти дальше, мне придется Вам прочесть мини-лекцию о том, чем вообще мы тут занимаемся и почему нам за это платят деньги (весьма приличные, надо заметить, деньги!). Так сказать, коснемся ключевых исторических точек развития брендинга. Уж потерпите, занудствовать не буду
Итак.
В самой первой эпохе капиталы зарабатывались на географическом преимуществе.
Кто-то имел рудник и барыжил рудой. Другие рудник не имели и вынуждены были покупать руду у первого кого-то. Кто-то имел лес и реку рядом и барыжил лесом, сплавляя его по реке. И т.д. В это время любая визуальная идентичность не имела никакого серьезного значения – разве что служила опознователем. Покупали преимущественно то и именно у этого кого-то, чего нельзя было купить у другого в зоне досягаемости.
Если мне нужен лес и я знаю, что у Мистера Х есть лес и у Мистера Y есть лес, но при этом ближе ко мне находится Мистер X (существенная экономия на логистике), то я покупаю лес у Мистера X.
Никакого решающего участия в выборе и предпочтении визуальная идентичность НЕ играла.
Это была эпоха географических монополий.Во второй эпохе капиталы зарабатывались на технологиях и инновациях. Кто-то сумел придумать новый продукт и наладить технологию его производства. Секрет этого всего хранился в тайне, конкуренты не могли воспроизвести данную инновацию и технологию в обозримо короткое время. Клиенты покупали инновационные продукты сугубо у того, кто их придумал.
Ford, Xerox и т.д. – это все гиганты этой эпохи.
И визуальная идентичность опять же не играла никакого решающего участия в выборе и предпочтении потребителей. Если вам был нужен ксерокс, вы могли купить его только у ксерокса.
Это была эпоха технологических монополий.Наступила третья эпоха. Эпоха товарного изобилия. Технологии больше не принадлежат одной компании или человеку. То, что сегодня сделает Motorolla, уже завтра с легкостью воспроизведет Sony, Nokia, Samsung и иже сними… При этом функционально товарные предложения всех компаний будут одинаково хорошими.
Больше нет плохих автомобилей (в России пока еще есть), все автомобили сравнительно хороши: Mercedes не сможет вам предложить ничего принципиально нового, чего вы не встретите у BMW, Honda или Volvo…
Нужную мне морковку я могу купить в гипермаркете, могу — в соседнем локальном магазине продуктов, могу — на рынке у бабушке, а могу и вовсе заказать через интернет-магазин с доставкой на дом…
Потребитель получил абсолютную свободу выбора и стал безбожно капризен и обидчив (мерзавец!), теперь, чтобы он купил Х именно у вас, а не у десятка ваших конкурентов, вы должны завладеть его вниманием и любовью. Вы практически должны добиться его любви, как рыцари добивались любви Прекрасной дамы!..
И вот здесь уже визуальная идентичность играет решающее значение! Потому что она является проповедником маркетинговой стратегии бренда. Все, что напридумали пид@расы-маркетологи другие пид@расы — дизайнеры должны донести до потребителя в красочной визуальной сказке.
А все усилия маркетологов направлены на вовлечение потребителей в бренд, похищение (присваивание) его — т.е. они должны добиться, чтобы потребитель счел бренд «своим», чтобы бренд стал выразителем его образа жизни, его мировоззрения. И вот тогда эти люди будут ездить исключительно на BMW, одеваться исключительно от Armani, звонить исключительно по iPhone, курить исключительно Dunhill, чистить зубы исключительно Colgate, пользоваться презервативами исключительно Durex и мыть посуду исключительно Fairy…
Третья эпоха – это эпоха временных монополий за счет манипуляций массовым сознанием (давайте уже быть честными). Но! Бог — не Тимошка, видит немножко. А к
аждый потребитель сегодня — бог. И он не любит, когда ему что-то навязывают. Бренд невозможно «спустить сверху», как разнарядку, бренд можно создать только совместно с потребителем: влезть в его шкуру, понять — ЧТО ему хочется и ПРЕДЛОЖИТЬ ему ИМЕННО ЭТО.
Конечно, когда ваш потребитель — типичный покупатель зубной щетки, весьма сложно вообразить его богом. Ну подумаешь, он не купит у нас щетку! Да и х$р с ним! — продадим другому или, на край, продадим на 1 щетку меньше в этом месяце — солнце все равно взойдет, как и положено, на востоке, а зайдет на западе…
А если этот потребитель, к примеру, — покупатель тихоокеанской яхты и стоимость сделки начинается от $3 000 000? Вероятно, богоподобная сущность этого потребителя чувствуется как-то отчетливее…
Впрочем, если тот самый маленький (в ваших глазах – ничтожный) бог — покупатель зубной щетки не купив вашу щетку расскажет своим ближайшим друзьям, что не стоит покупать вашу щетку, потому что она плохая (а люди очень прислушиваются к мнению друзей), а друзья расскажут своим друзьям, а их друзья свои друзьям… а кто-то напишет об этом в своем ЖЖ (и этот кто-то окажется человеком с 10 000 читателей), а потом кто-то во время своего интервью по центральному телевидению поделиться своим субъективным частным мнением, что это действительно плохая и неудобная щетка (при этом этот кто-то окажется известным и уважаемым в народе артистом) и т.д. — и в один прекрасный момент вдруг вы останетесь наедине со всеми вашими НЕкупленными щетками, когда они даже не помогут вам прочистить ваши собственные самодовольные мозги (разве что удалой маркетолог придумает: как их продать в качестве инновационной секс-игрушки для геев…), — вот тогда, вам, видимо, станет уже совсем совсем понятно, что каждый потребитель действительно — бог, и он решает: кому жить на этом рынке, а кому умереть (отдавая или НЕотдавая самое ценное, что у него есть для вас — ЕГО ПРЕДПОЧТЕНИЕ).
К чему я это всё,
Cosp? Да все к подтверждению того самого первого тезиса, что
дизайн — прежде всего мышление и только потом дизайн. И так как визуальная идентичность является первичным выразителем сущности бренда, то следует думать до ее создания, во время и после. Думать лучше над тем, что мы делаем и делать это лучше.
Собственно, теперь давайте думать.
1. Из вашего поста мне как-то совершенно НЕ понятен формат данного заведения. Салон красоты, епта! — скажете Вы.
Салон красоты… И х$ле? — отвечу Вам я.
И буду абсолютно прав. Потому что «салон красоты» — это НАПРАВЛЕНИЕ бизнеса (салонов красоты – до х$я), а вот формат — это, к примеру, «салон красоты для голубоглазых блондинов», «салон красоты для беременных», «салон красоты – закрытй клуб для посвященных» и т.д. (т.е. САМЫЙ КАКОЙ будет ваш салон красоты? В чем его уникальность?).
Вот если Вы мне ответите на этот ключевой вопрос, или вернее — если Ваши клиенты ответят Вам на этот вопрос (в чем я искренне сомневаюсь) — вот тогда бы я смог с Вами поговорить о правомерности тех или иных Ваших решений. Потому что в данном случае возникает точка фокуса и совсем однозначная система критериев оценки «х$ево-пи$дато».
Во всех иных случаях (если нет идеи и формата бизнеса), я честно говорю клиенту, что КАКИМ будет его логотип и прочая х$йня – АБСОЛЮТНО НАСРАТЬ. Ибо если машина НЕ едет, то не все ли равно: золотые у нее ручки и салон из китовой кожи или же ручки из поганой нержавейки, а в салоне изодранные сидения, заблеванные проходившим мимо «синяком»?..
Оке! Попробуем немного поиграть в провидцев.Вероятно, история разворачивалась следующим образом.
Пришел клиент. Сказал:
— Мы открываем салон красоты и нам нужен ох$ительный логотип. Ох$ительное название у нас уже есть — ЗЕРКАЛО (придумала его наверняка жена (если только сама жена и не является заказчиком))! Сделаете? Сколько бабла будет стоить?
Вы вдохновенно ответили:
— Супер! Я как раз специализируюсь на ох$ительных логотипах (и брякнули перед ними своим портфолио, а достойные работы там действительно есть, cosp, — я смотрел). Изображу в лучшем виде! Стоит будет СТОЛЬКО-ТО.
Затем клиент чешет репу и говорит:
— Работы нам твои нравятся, реально ох$ительные, нам как раз такие и нужны. Но ты ж сам понимаешь, щас в стране кризис и мы не можем заплатить тебе СТОЛЬКО-ТО. Давай мы заплатим тебе 60% от СТОЛЬКО-ТО, но зато потом будем постоянно к тебе обращаться за дизайном – нам ведь много всего понадобиться, мы же делаем ох$ительный салон красоты.
Затем вы тоже чешите репу, понимая, что в работе сейчас есть 2 оставшихся клиента, а будут ли новые в условиях изменившейся реальности — неведомо, поэтому нех$р вые$ываться:
— Согласен. Я ж в этом же мире живу и все понимаю.
Дальше клиент слюнявит бабло на аванс, заполняет корявый бриф, и Вы начинаете ваять…
И вот тут УУУУПС! Совершенно непонятно, что такое ох$ительный логотип… Более того само поняте ОХ$ИТЕЛЬНОГО в вашей голове и в голове клиента — это СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ох$ительные.
Дальше начинаются всем известные типичные дизайнерские истории с более или менее удачной сдачей-приемкой работы и получением оставшегося бабала. Или Неполучения : )))
В моем безусловно циничном понимании ох$ительное — это наилучшее решение поставленной задачи в максимально короткое время из возможного.
Теперь копаемся дальше.Я бы назвал этот этап «Засуньте себе в жопу ваше название!» Потому что название — это пи$дец.
Салон красоты «Зеркало» может сносно работать только в региональном городке с населенеием не более 600 000 человек в случае, если он ориентирован на женщин с периодически обостряющимся осознанием собственной женственности, но забывающими об этом на 2 день после посещения сална. Соответственно ценовой диапазон данного сегмента – низ-середина среднего ценового сегмента. Основные посетители – бабы и девушки-лошарки. О молодых девушках casual и sexy — следует сразу забыть (х$й они к вам придут). Ну и т.д.
Почему? Да потому что семантика «зеркала» такова – что это попсовый бытовой атрибут массового назначения без всякой индивидуализации, тем более гендерности! А салон красоты — наоборот обитель исключительности!
К примеру понятие «зеркальце» — куда более подошло бы салону красоты, так как зеркальце – это именно косметическое, из сумочки, обладающее характером интимного предмета и безусловно женственное. Но и здесь возникает ряд УПС, главный из которых, что при таком названии Вам сразу придется распрощаться с солидными дамами, Ваш салон оккупируют девушки. Впрочем, это совершенно легко может стать форматом бизнеса, способным приносить неплохие деньги: салон красоты для молодых девушек, по доступной цене и с качественными услугами. Как формат «салон +» — салон и одновременно клуб общения по интересам и т.д. (можно раскручивать).
Таким образом, cosp, Вы изначально получили pop-формат семантики смысла и начали к нему прикручивать свою графику, которая по эстетике – типичный life style. И это очень плохо. Нет ничего комичнее доярки в галошах на приспущенные рейтузы в дизайнерском платье Vivienne Westwood и Клаудии Шифер в телогрейке с засаленными рукавами.
Как можно было лёгким движением руки направить все в русло life style, не вынуждая клиента менять свое ох$ительное название? Сделать его ещё приближенным к реально ох$ительному, написав латиницей.
ZerkaloЭто вполне себе в тренде последнего времени решения названий со сходной проблемой. И это работает. Только дальше необходимо это отрабатывать во всей идентичности, в частности – в визуальной.
И вот здесь ваши образы, cosp, снова пукают в лужу.
Вы не уловили фонетики звучания слова «зекркало» (в латинице эта фонетика кстати – более наглядна) и никак не соспоставили фонетический слепок бренда с графическим (а они должны идеально совпадать!).
По фонетике Zerkalo — это современное заведение с ярко выраженным чувством собственного достоинства, разумной долей фановости, возможностью поделиться душевными переживаниями в том числе и четко осознаваемым спектром возможностей косметологии и прочих услуг.
По Вашей текущей графике — это ретро-попсовое (спасибо графике знака) место преимущественно для девочек-нимфеток (опять же спасибо графике знака), силящееся притязать на современность (попытка псевдо-еврпейской работы со шрифтом), в котором можно посплетничать и с весьма смутным представлением об оказываемых там услугах.
Т.е. тут я совершенно уверенно могу утверждать, что
за деревьями Вы не видите леса. Вы пытаетесь воссоздать ощущения леса, воспроизводя всю полноту деревьев в нем. Но лес — это не деревья. Лес — это несоизмеримо большее как по числу составляющих (птицы, звери, звуки…), так и по возникающим между этими составляющими эмерджентными свойствами. И прежде всего лес — это именно совокупность его эмерджентных свойств.
Эмерджентное свойство — это свойство, которым не обладает ни одна из составляющих в отдельности, и которое возникает только при особом взаимодействии этих составляющих. Так например ни капля, ни свет не содержат в себе радуги, но при определенном их взаимодействии – радуга возникает.
Именно эмерджентные свойства отвечают за формированию НУЖНОГО ИСКОМОГО ОЩУЩЕНИЯ от образа, и если Вы не умеете их воссоздавать, то сколь бы искусно технически Вы не соединяли частные составляющие образа — в итоге Вы так и не добьетесь живой убедительности образа, который доказывал бы правоту себя самим фактом своего существования.
То же происходит и на бытовом уровне: испытывая страсть к какому-либо человеку, вы испытываете её всю целиком и сразу (мгновенно) — потому что вы сходу ощущаете эмерджентные связи вашего двуединого существования.
Если бы Вам начали подробно рассказывать о человеке, сидящем перед Вами, какой он страстный, нежный, заботливый и прочие составляющие его эго, Вы бы вряд ли только на основе этого рассказа и бездействия самого человека (противоречащего рассказу о нём) испытали бы страстное влечение к нему. И даже если бы возникновения страсти в Вас к концу долгого рассказа всё же удалось бы добиться — эта страсть никогда не сравнится по остроте и чудоподобности с первой, ибо она вызвана искусственно и в большей степени умозрительно. Первая же действует на уровне инстинктов и ощущений — именно на таком же уровне работает и визуальная идентичность бренда.
Если же теперь оставить в покое мое искреннее сомнение в ВЕРНОСТИ ВЫБРАННОГО Вами ПУТИ для решения поставленной задачи и взглянуть на ПРОХОЖДЕНИЕ Вами этого пути, то здесь я также вижу несколько коллапсовых тенденций.
1. Если вы так ювелирно согласовали знак, то этим самым вы подписали себе смертный приговор – обязанность также ювелирно согласовать графику шрифта. Вы этого не сделали,и алчущая хлеба и зрелищ толпа уже кричит «Распни его!»… Casp, Вам удобно с гвоздями в руках?..
2.Как с этим быть? Выхода два.
Первый выход.Вы берете готовый шрифт, близкий по графике к Вашему, меняете в нем только первую пару «З-Е» на Ваше решение (по пути внимательно следите, чтобы изменяемые Вами буквы остались при этом родственны прочим в шрифте). И меняете свою текущую композицию, чтобы можно было ясно проследить логику Вашего хода, которая в этом (ясном) случае не будет вызывать сомнений.
Получится как-то так (шрифт тут я оставил Ваш).
При этом Вы вдобавок получаете более современную и динамическую композицию, чем ваша исходная — «кирпичиком». Композиции «кирпичиком» хороши для промышленных компаний, строительных и т.д. (и то не для всех) – там такая композиция оправдана традицией, семантикой образа и необходимостью сформировать у потребителя ощущение надежности.
В случае с life style продуктами (к которым безусловно относится салон красоты) основная семантика и требуемое исходное ощущение — эмоциональность, экспрессия, харизматичность.
Потому что в салон красоты идут за ПЕРСОНАЛЬНЫМ чудом и только получив его, салоном останутся довольны. А вы предлагаете им стандартизированный блочный подход, а они же НЕ хотят быть, как все! Задумайтесь…
В конечном итоге в салон красоты идут за очень простым и вполне понятным чудом — «Все бабы, как бабы, а я — богиня!» По итогам чуда женщина уходит с полной уверенностью, что прочие бабы будут завидовать ей черной-пречерной завистью (что несомненно тешит ее самолюбие), а все мужики будут оборачиваться ей вслед и хотеть провести с ней хотя бы ночь (а она при этом будет посылать их нах$р и испытывать от этого в разы большее удовольствие, чем от зависти баб).
Casp, Вы же не зря сами визуализацию своего логотипа показали на как раз ТАКОЙ женщине! Вот только у меня большие сомнения в том, что ТАКАЯ женщина захочет тату ТАКОГО знака…
Вы НЕ оправдали ожидание потребителей в графике, а следовательно салон уже не оправдал на 50% их ожиданий в реальности…
Поступили Вы, чего скрывать, как типичный представитель мужского племени, свято верящий в то, что если ему нравится с самого первого момента любовных ласк тискать грудь партнерши (и чем силнее — тем больше удовольствия), то и партнерша безусловно ждет от него именно этого и испытывает верх &%@… в то время, как в действительности партнерши это может быть даже неприятно, так как удовольствие вначале она получает от нежных прикосновений к самой груди (так как это стимулирует тонкие нервные окончания и вызывает возбуждение) и только затем опять же от сперва нежных ласк сосков (теперь готовых для этого) и только потом от увеличения страстности ласк…
Промахнулись Вы, в общем….
Второй выход.Вы садитесь и кропотливо работаете с буквами: НЕ на основе геометрической логики (все одинаковые скругления во всех буквах должны быть одинакового радиуса; все буквы должны вписываться в квадрат и т.д.), а наоборот в первую очередь Вы должны сосредоточиться на логике оптических иллюзий и особенностей зрительного восприятия (все одинаковые скругления должны зрительно казаться одинаковыми при этом геометрические их радиусы будут в каждой буквы различны и будут компенсировать зрительные искажения и т.д.).
И так Вам,
cosp, придется работать с каждой буквой, а потом еще и поставить их вместе и в очередной раз корректировать.
Причем, ряд вещей невозможно решить построением (т.е. геометрией), так как их верное решение находится вне геометрии.
Например буква Л. Если в слове есть буква А, П или Д и Л, то нельзя сначала сделать А, П или Д, а затем из них сделать Л. Нельзя выдернуть у А горизонтальный штрих, нельзя придать симметричной П движение справа налево и даже просто скруглить верхнюю планку, нельзя отрезать у Д висячие ножки, — ни в одном из 3 случаев Вы не получите правильной Л. Потому что именно Л задает построение А, П и Д, и именно букву Л делают сначала.
Самое забавной, что при всем этом сама Л не имеет четкой стандартизированной формы.
Но важно помнить, что левый штрих у буквы Л, как и у Д, НЕ просчитывается, а рисуется на глаз: он должен приобрести легкий наклон вправо и звенящую пружинистость, а закончиться уверенным завитком.
Это то, что касается техники.В целом же меня, действительно, во всем Вашем решении больше смущает другое. На Вашем сайте (я там был) я видел ряд достойных работ… Тут же я вижу отсутствие погружения в тему и семантику значений. То ли вы так и не отработали свою технологию, то ли ленитесь… и неизвестно что опаснее для саморазвития.
Вы вот начали решать эту задачу на основе типично мужского представления о женщинах: розовый цвет, женская логика (ее отсутствие), бесконечная тупая болтовня и сюсюкание, никакой полезности кроме как в постели, на в стирке-уборке-готовке. (Они НЕ такие!)
А женщины, взявшись рисовать что-то с преобладающей долей мужчин в целевой аудитории, наверняка руководствовались бы следующим представлением о мужчинах: щетинистое существо, вечно жаждущее секса, с пахнущими носками, пукающее во сне, периодически способное зарабатывать много денег, если его хорошенько пнуть. (Мы НЕ такие!)
Расскажу Вам забавную штуку в тему. Мы вот сейчас работаем над торговой маркой мужских носков в низком ценовом сегменте. И когда мы начали исследовать рынок, то столкнулись с забавной штукой: мужские носки в данной ценовом сегменте для мужчин в основном покупают женщины (жены, либо матери). А это означает, что разрабатывая визуальную идентичность и маркетинговую стратегию мы должны ориентироваться не на мужские представления о мужских носках, а на женские представления о мужских носках. В противном случае можно с уверенностью говорить, что торговая марка на 50% будет неудачна.
Типичный дизайнер бы естественно рисовал дизайн мужских носков для мужчин. И был бы очень неправ. Потому что мужское представление о мужественности и женское представление о мужественности — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
В общем, удачи Вам,
cosp!
Если сумеете переварить то, что я вам тут написал в двух томах
— сможете серьезно и быстро качественно вырасти над собой.